Главная » Файлы » Танки » СССР |
Т-50
[ Скачать с сервера (0.0 Kb) ] | 01.02.2012, 21:51 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т-50 в зимней окраске. Битва за Москву. Несмотря на
создание знаменитой "тридцатьчетверки", в недрах военного ведомства
вызревала мысль о другом массовом танке. Эта идея претворилась в жизнь
через заказ двум Ленинградским заводам - Кировскому и имени Ворошилова
(№174) срочно создать танк весом около 14 тонн, вооруженный 45-мм пушкой
и защищенный противоснарядной броней умеренной толщины.
По
конструкции и внешнему виду Т-50 сильно напоминал "126-й”, но, вместе с
тем, имел и существенные отличия, поскольку создавался с учетом опыта
боевого применения танков в финской войне и результатов испытаний в СССР
немецкого танка Pz.III, проводившихся летом 1940 года. Листы корпуса
Т-50 соединялись сваркой и располагались под большими углами наклона.
Максимальная толщина лобовой и бортовой брони корпуса и башни была
уменьшена с 45 до 37 мм. Кормовой лист корпуса стал 25-мм, а толщина
крыши и днища уменьшилась до 15 мм.
Проведенные
НИИ-48 испытания показали, что броня Т-50 не пробивалась бронебойными
снарядами из 76-мм пушки образца 1939 года с дистанции 400 м со всех
курсовых углов. Кроме того, танк был подвергнут обстрелу из немецкой
противотанковой пушки PaK 40, но пробит не был, в то время, как
проходивший там же испытания Т-34 был пробит трижды.
В
верхнем лобовом листе с незначительным смещением влево от продольной
оси танка (почти по центру) находился люк механика-водителя со смотровым
прибором; курсовой пулемет отсутствовал. Еще два прибора наблюдения,
как и у "126-го”, устанавливались в лобовых скулах корпуса.
Сварная
башня обтекаемой формы напоминала башню танка Т-34, но была рассчитана
на трех членов экипажа. В задней части крыши башни (не без влияния
Pz.III) была установлена командирская башенка, восемь смотровых щелей
которой закрывались броневыми заслонками. В башенке имелся небольшой
лючок, по-видимому, для сигнализации.
Не
совсем типичным для советских танков был состав вооружения. С 45-мм
пушкой (опять-таки не без влияния Pz.III) были спарены два 7,62-мм
пулемета ДТ. Радиостанция 9Р размещалась в башне танка рядом с местом
командира.
За
счет уменьшения толщины броневых листов, внедрения принципа
дифференцированного бронирования, позволивших снизить массу машины до
13,8 т, и установки двигателя В-4 мощностью 300 л.с. (форсированный
вариант дизеля В-3) удалось добиться существенного прироста скорости: с
35 км/ч у объекта 126 до 52 км/ч — у Т-50. Два топливных бака общей
емкостью 350 л обеспечивали запас хода по шоссе до 344 км.
В ходовой части были применены опорные катки с внутренней амортизацией и индивидуальная торсионная подвеска.
Серийный
выпуск Т-50 планировался на заводе № 174, поэтому с 1 января 1941 года
производство Т-26 на нем было прекращено. Однако перестройка
производства для технологически более сложного Т-50 шла очень медленно, и
в первом полугодии 1941 года завод выпустил только 116 огнеметных
танков ОТ-133. Серьезные трудности возникли и с освоением выпуска на
Харьковском заводе № 75 дизельного двигателя В-4. А ведь танком Т-50
предполагалось заменить в войсках "двадцать-шестые”, и по
первоначальному плану перевооружения автобронетанковых войск Красной
Армии он должен был быть самым массовым (вспомним, что первый заказ на
Т-34 составлял всего 600 машин). В 1940—1941 годах этот план, правда,
подвергся корректировке в результате принятия решения о формировании
механизированных корпусов. Но и для них требовалось никак не меньше 14
тысяч "пятидесяток”. О том, что Т-50 рассматривался в качестве
полноправной составляющей танкового парка страны, можно судить и по
совместному постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР "Об увеличении выпуска
танков KB, T-34 и Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей на III
и IV кварталы 1941 г.”, принятому после заседания Политбюро ЦК 25 июня.
Ценой
неимоверных усилий в 1941 году удалось выпустить всего 50 машин. В
августе завод № 174 был эвакуирован — большей частью в Омск, где в
декабре возобновили выпуск танков, а кроме того, в Нижний Тагил и
Барнаул. Попытка развернуть производство Т-50 на заводе № 37 в Москве не
увенчалась успехом — там с трудом справлялись с выпуском 5-тонного
Т-40, 14-тонный Т-50 был заводу явно "не по зубам”. Впрочем, главным
сдерживающим фактором в производстве Т-50 были двигатели. Приоритет в
плановых заданиях отдавался дизелю В-2. В частности, на заводе № 75,
эвакуированном к тому времени в Челябинск, разобрали вывезенные
двигатели В-4 на комплектующие к В-2. Поэтому 13 октября 1941 года ГКО
принял решение о строительстве двух заводов в Барнауле: одного — по
производству танков Т-50, второго — по изготовлению для них дизелей В-4.
Однако 6 февраля 1942 года в соответствии с решением ГКО производство
Т-50 и двигателей к ним было прекращено вообще. Завод № 174 в Омске,
выпустив 15 танков в 1942 году (по-видимому, были собраны из
привезенного с собой задела), перешел на производство T-34.
О
боевой судьбе танков Т-50 информации очень мало. Тем не менее,
известно, что в августе 1941 года в 1-й танковой дивизии,
дислоцировавшейся в Ленинградском военном округе и принимавшей участие в
боях в районе Кингисеппа, имелось 10 танков этого типа.
Что
касается Красной Армии, то один танк Т-50, например, числился в составе
5-й гвардейской танковой бригады еще в 1943 году.
Достоверных
сведений о том, как показали себя "пятидесятки” в боевых действиях,
нет. Однако нет никакого сомнения в том, что из трех современных
советских танков, принятых на вооружение накануне Второй мировой войны,
Т-50 оказался наиболее конструктивно отработанным и сбалансированным,
оптимальным по совокупности боевых и эксплуатационных качеств. По
вооружению, бронированию и подвижности он превосходил или же не уступал
германскому среднему танку Pz.III, будучи значительно меньше его по
габаритам и боевой массе. В башне Т-50, имевшей такой же диаметр погона в
свету, как у T-34, размещались три члена экипажа, что обеспечивало
разделение их функциональных обязанностей. Правда, в данном случае
недостатки становились продолжением достоинств. Даже при условии
размещения в башне 45-мм пушки трем танкистам было в ней тесно. Поэтому
командирскую башенку пришлось сместить к правому борту, а командиру
сидеть в пол-оборота к оси танка. Возможно, имело смысл ограничиться
двухместной башней с большим количеством приборов наблюдения, как у
объекта 126. Для легкого танка это приемлемо. Все зарубежные аналоги,
основные легкие танки Второй мировой войны — "Стюарт”, "Валентайн” и
даже созданный в 1944 году "Чаффи” — имели двухместные башни.
Вполне
достаточным для 1941 и даже для 1942 года было и вооружение Т-50: 45-мм
пушка 20К на дистанции 500 м могла успешно бороться со всеми типами
танков вермахта. Она была хорошо знакома танкистам, а кроме того, на
складах имелось большое количество снарядов к этому орудию. Для 1943
года 20К стала уже слабовата, но как раз в это время в ОКБ № 172
создали, испытали и рекомендовали для принятия на вооружение 45-мм
танковую пушку ВТ-42 с длиной ствола 68,6 калибра и начальной скоростью
бронебойного снаряда 950 м/с. От 20К пушка ВТ-42 отличалась очень
плотной компоновкой, что позволило разместить ее даже в одноместной
башне танка Т-70. С установкой же в "пятидесятку” вообще не возникло бы
никаких проблем. Снаряд этого орудия на дистанции 500 м пробивал лобовую
броню любого немецкого танка, кроме Pz.IV Ausf.H и J, "Пантеры” и
"Тигра”.
Оставляла
резерв для модернизации, в том числе усиления бронезащиты, и высокая
удельная мощность танка —21,4 л.с./т! Для сравнения: у T-34— 18,65, у
"Стюарта” — 19,6, у "Валентайна” — 10, у Pz.III— 15 л.с./т.
Трехсотсильный дизель мог уверенно "тащить” и 45-мм броню.
Суммируя вышесказанное, приходится только сожалеть, что массовый выпуск Т-50 так и не был налажен.
Стоит
отметить, что в 1941 году на заводе № 174 на танк Т-50 установили
опытный образец огнемета с использованием затвора конструкции Дегтярева,
получивший впоследствии марку АТО-41 и полагавшийся на танках ОТ-34 и
КВ-8. В тот же период в опытном порядке на танке была размещена башня
конструкции Савина с 37-мм зенитной пушкой.
Для
своего класса танк Т-50 был неплохо вооружен, а после установки 57-мм
пушки (собственно, в окончательном виде танк предполагалось вооружить
именно 57-мм артсистемой, а 45-мм пушка была лишь временно мерой) он
превзошел бы все существовавшие на тот момент советские танки по
бронепробиваемости. Броневая защита Т-50 лишь немногим уступала танку
Т-34. Скорость и поворотливость Т-50 на всех типах грунта превышала
таковые показатели у "тридцатьчетверки". Кроме того, плавность хода и
обзорность были не в пример выше. Стоит упомянуть наличие командирской
башенки и освобождение командира танка от лишних обязанностей. В
производстве Т-50 был практически вдвое дешевле Т-34 и изначально
приспособлен под конвейерную сборку. Он требовал в пять раз меньше
каучука и вдвое меньше цветных металлов. Так почему же производство
такого перспективного и архинужного танка свернули? Несколько причин.
Во-первых, серийное производство Т-50 начали разворачивать уже после
начала войны. Во-вторых, уже с осени 1941 года в Красную Армию стал
поступать очень удачный "Валентайн", который по совокупности основных
характеристик (кроме подвижности) был весьма близок к Т-50. Кроме того,
не было моторного завода для выпуска В-4 в эвакуации и в ходе последней
потеряли все оборудование (включая эталонные модели) для литья картеров
В-4.
В начале 1942 года попытались наладить выпуск упрощенных Т-50, но отказались. Всего же танков Т-50 было выпущено 69
штук, после этого Т-50 был окончательно снят с производства, хотя в
1943 году к проекту Т-50 снова вернулись, обсуждая вопрос о
возобновлении производства легкого танка такого типа, но с углом
вертикальной наводки орудия до 80 градусов для боев в городах.
Отсутствие подходящего двигателя вновь поставило крест на идее
возрождения Т-50. На этот раз - навсегда.
Хотелось
бы заметить, что всего было два вида танков Т-50, различавшихся
бронированием: Т-50 с броней 37-41 мм и Т-50 с броней 55-57 мм.
Рассказ
о легком танке Т-50 оказался бы неполным без упоминания еще об одном
его образце. В 1941 году в рамках технических требований к Т-50
Ленинградский Кировский завод в инициативном порядке разработал и
изготовил объект 211 (ведущий конструктор А.С. Ермолаев). Сварной корпус
боевой машины имел суженную носовую часть с "фирменным” кировским
люком-пробкой механика-водителя; сварная башня — обтекаемой удлиненной
формы; вооружение и силовая установка — идентичные танку Т-50 завода №
174. "Кировский” вариант был несколько легче "ворошиловского”, однако
существенных преимуществ перед ним не имел, а форма его корпуса была
менее удачной. С началом войны работу над объектом 211 на Кировском
заводе прекратили, а единственный изготовленный образец принял участие в
обороне Ленинграда.
Схема бронирования Т- 50 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2129 | Загрузок: 48 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |