Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Пятница, 29.3.2024, 16:16
http://pravda-pro-kredit.ru/
Главная » Файлы » Танки » СССР

Т-70
[ Скачать с сервера (0.0 Kb) ] 01.02.2012, 21:59

  

Модификации танка Т-70 и машины на его базе:
ГАЗ-70 - опытный образец, предшественник Т-70, выпущенный ГАЗом. Отличался от серийного Т-70 литой башней (1941 г.). Изготовлен 1 опытный экземпляр.
Т-70 - серийный образец с 45-мм пушкой обр.1932/38 г. 20К (1942-43 гг.). Выпущено ~ 3400 шт.,
Т-70М - модернизированный Т-70 (1942 г). Выпущено ~5000 шт.
Т-70 с двухместной башней - образец танка с двухместной башней новой конструкции (1942 г.). Изготовлен 1 экземпляр.
Т-70 с 37-мм пушкой Ш-37 - опытный образец танка с 37-мм пушкой Ш-37 (1942 г). Изготовлен 1 опытный образец.
Т-70 с длинноствольной пушкой ВТ-42 - образец танка с 45-мм пушкой ВТ-42. (выпущено 2 опытных экземпляра, 1942-43 гг.)
Т-70-3 - опытный образец зенитного танка, вооружённый спаркой 12,7-мм пулемётов ДШКТ в башне изменённой конструкции (1942 г.). Выпущен 1 опытный образец.
Т-90 - опытный образец зенитного танка на базе Т-70М, вооружённый спаркой 12,7-мм пулемётов ДШКТ в башне изменённой конструкции (1942 г.). Изготовлен 1 опытный образец.
ЗСУ-37 - серийная зенитная самоходная установка с 37-мм автоматической пушкой обр.1939 г. (1944 г.). Изготовлено 75 установок.
СУ-72 - зенитная самоходная установка с 37-мм автоматической пушкой 61К. (1942 г.). Выпущен 1 опытный образец.
СУ-11 - зенитная самоходная установка с 37-мм автоматической пушкой 61К. (1942 г.). Выпущен 1 опытный образец.
СУ-76, СУ-76М - самоходные установки на базе Т-70 и Т-70М соответственно, с 76-мм пушкой ЗиС-3. (1942-46 гг.). Выпущено 560 шт. СУ-76 и 13732 шт. СУ-76М.
СУ-71 - самоходная установка на базе Т-70 с 76-мм пушкой ЗиС-3. (1942 г.). Выпущено 2 опытных экземпляра.
СУ-15 - предсерийный образец СУ-76 на базе Т-70. (1943 г.). Изготовлен 1 опытный образец.
СУ-16 - самоходная установка на базе Т-70, предполагавшаяся для замены в войсках СУ-76. (1943 г.). Иготовлено несколько опытных образцов.
СУ-74 (СУ-74А) - самоходная установка на базе Т-70 с 76-мм пушкой ЗиС-3. (1943 г.). Выпущен 1 опытный экземпляр.
СУ-74Б (СУ-57Б) - самоходная установка на базе Т-70 с 57-мм пушкой ЗиС-4 с двигателем ЗиС-16Ф. (1943 г.). Выпущен 1 опытный экземпляр.
СУ-74Д (СУ-74Д) - самоходная установка на базе Т-70 с 76-мм пушкой Ф-34 и с двигателем GMC 4-71. (1943 г.). Изготовлен 1 опытный образец.
ГАЗ-75 - самоходная установка на базе Т-70 с 85-мм пушкой Д-5С-85А. (1944 г.). Изготовлен 1 опытный образец.
Т-70КНП - командно-наблюдательный пункт для управления огнём самоходных частей и артиллерии. (1943 г.). Изготовлено 5 шт.
арт.тягач Т-70 - войсковые переделки Т-70 в арт.тягач. Кол-во таких переделок неизвестно.

История создания
Новая боевая машина вскоре получила обозначение Т-70М, и ее производство началось в первой декаде октября 1942 года на Горьковском автомобильном заводе, а с ноября - и на заводе №38 в Кирове. Что касается Т-70 с двухместной башней, то их серийное изготовление так и не было развернуто.
Один из крупнейших заводов СССР - Горьковский автозавод - уже имел опыт организации и выпуска танкеток Т-27 и танков Т-37А, полученный еще в 30-е годы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в июле 1941 года ГАЗ получил задание по организации массового выпуска легких танков Т-60 (Известен как машина 030 или Т-30, но в документах именуется Т-60. Не путать с более поздним широко известным танком Т-60). 1 сентября 1941 года на ГАЗе выделяется в отдельное подразделение "танковое производство" и создастся "танковое конструкторское бюро" для обеспечения серийного выпуска Т-60. В состав нового подразделения вошли все те, кто прежде занимался выпуском Т-37А и проектированием опытного образца танка ТМ в 1937 году - В. Дедков, И. Гавалов, Ю. Сорочкин, А. Кригер.
В сентябре 1941 года главный конструктор завода №37 Н.Астров за 14 ходовых часов перегнал своим ходом из Москвы в Горький опытный образец танка Т-60 (с корпусом Богачева и башней Дедкова). Эта машина должна была послужить эталонным образцом для изготовления Т-60 на ГАЗе, а Астров был оставлен в Горьком для помощи в организации производства танков.

Двигательный агрегат ГАЗ-203 для танка Т-70 - спарка моторов ГАЗ-202, вид справа и слева.
Вполне естественно, что, оказавшись на Горьковском автозаводе такой талантливый конструктор, как Н. Астров не мог ограничиться только сопровождением массового выпуска "шестидесяток", и активно развернул работы по их модернизации.
Еще в начале сентября 1941 года Н. Астров представил в Главное автобронетанковое управление Красной Армии (ГАБТУ) предварительные расчеты по изготовлению на базе Т-60 легкого танка с усиленной броней и вооружением, оснащённого спаренной установкой автомобильных двигателей. Предложение получило поддержку, и 15 сентября Астров подписал проект создания спаренных установок двигателей ГАЗ-М1 и ГАЗ-202. К концу ноября были сданы опытные образцы моторов мощностью 135 л.с, которым присвоили индекс ГАЗ-203.
Новый двигательный агрегат представлял собой два последовательно спаренных (один за другим) шестицилиндровых четырехтактных карбюраторных мотора типа ГАЗ-202. Несмотря на увеличенную массу и габарит, мотор удалось компактно разместить вдоль правого борта танка. Но длина его все же была великовата - пришлось несколько удлинить корпус, для компенсации чего, а также в виду перегрузки ходовой части (вес танка достигал 8,5-9 т) в неё добавили по одному опорному катку на борт, а также применили утолщенные торсионы на передних и задних катках. Военные всячески торопили горьковчан с созданием более мощного легкого танка. Так, в рабочих записях комиссара ГАБТУ Красной Армии армейского комиссара 2-го ранга Н. Бирюкова от 16 декабря 1941 года значится:
"По автозаводу им. Молотова;
...2. Ускорить выпуск танков Т-60 с двумя моторами и броней 45 мм (лоб, башня), 25 мм (корма) и борт - 15 мм".
Но только в последних числах декабря 1941 года для танка, получившего заводской индекс "ГАЗ-70", изготовили сварной корпус и литую башню конструкции В. Дедкова, кокиль для которой собрали на артиллерийском заводе № 92 в Горьком. Параллельно с литой был разработан вариант "граненой башни", сваренной из 30-35-мм катанных бронелистов высокой твердости. Сборка танка началась в начале января нового 1942 года и шла довольно медленно из-за целого ряда различных проблем. Первоначальный срок сдачи опытного образца ГАЗ-70 - 1 февраля - завод сорвал, несмотря на то, что за работами над новой боевой машиной следило руководство страны. В записях уже упоминавшеюся армейского комиссара 2-го ранга Н.Бирюкова, датированных 12 февраля 1942 года есть запись о его разговоре со Сталиным:
"В 19 ч. 35 мин позвонил тов. Сталин и спросил, когда будет готов и доставлен двухмоторный танк с горьковского автозавода. Я ответил, что танк обещают собрать 12 февраля. Тов. Сталин спросил, выйдет ли что с этим танком. Я ответил, что танк смотрели наши инженеры. Испытания танк не проходил, но танк должен выйти.
Тов. Сталин выразил свое неудовольствие по поводу задержки сборки танка".
Сборка ГАЗ-70 была закончена 14 февраля 1942 года, после чего танк доставили на показ в Москву. Первый образец танка имел то же бронирование, что и Т-60. Он сильно напоминал своего предшественника, но был более пропорционален. 20 февраля начались испытания ГАЗ-70, которые, несмотря на ряд поломок трансмиссии (испытания велись в глубоком снегу при температуре окружающего воздуха до минус 35 градусов), в целом закончились успешно.
Опытный образец танка ГАЗ-70 (Т-70) с литой башней во дворе Горьковского автозавода. Февраль 1942 года.
26 февраля 1942 года прототип нового танка был показан представителям Главного автобронетанкового управления Красной Армии, однако новая боевая машина не произвела на них благоприятного впечатления. Так, в акте приемной комиссии отмечалось слабое бронирование ГАЗ-70, в основном соответствовавшее таковому на Т-60, и лишь незначительно усиленное в лобовой части, недостаточная проходимость по снегу, неудобство работы с вооружением - в башне ГАЗ-70, как и Т-60, располагался один человек - и ряд других недостатков. Поэтому отношение военных к танку было, мягко говоря, неоднозначным - по боевым характеристикам новая машина не сильно превосходила Т-60, но при этом была значительно дороже.
Тем не менее, главный конструктор по танковому производству ГАЗа Н. Астров обещал, что указанные недостатки будут устранены в кратчайший срок, для чего в план опытных работ ГАЗа на I квартал 1942 года включили "создание танка ГАЗ-70 с увеличенной башней и уширенной гусеницей". Одновременно, используя возможности по увеличению массы (мощность двигателя ГАЗ-203 в 135 - 140 л.с. позволяла утяжелить танк примерно на 0,7 т) удалось увеличить толщину брони новой боевой машины. Так, нижний лобовой лист был утолщен до 45 мм, а верхний - до 35 мм.
Результаты испытаний нового легкого танка ГАЗ-70, которому военные присвоили обозначение Т-70, доложили "наверх", и 6 марта 1942 года председатель Государственного комитета обороны И. Сталин подписал постановление ГКО № 1394сс "Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе им. Молотова Наркомсредмаша" следующего содержания:
"1. Принять на вооружение Красной Армии танк Т-70, спроектированный и изготовленный Горьковским автозаводом Наркомсредмаша...
...до запуска танка в серийное производства устранить дефекты, отмеченные в акте комиссии от 26 февраля 1942 г.
...выпускать с 1 июня 1942 г. танк Т-70 с уширенным траком и увеличенной шпорой.
И. Сталин".
Через два дня - 9 марта - появилось еще одно постановление ГКО № 1417сс "Об организации производства танков Т-70 на заводах №№ 37 и 38 Наркомтанкопрома", согласно которому к выпуску новых боевых машин привлекались еще два предприятия, которые постепенно должны были прекратить сборку легких танков Т-60:
"1. ...с апреля месяца приступить к производству танков Т-70, с тактико-технической характеристикой, установленной постановлением ГОКО от 6 марта 1942 г. за № 1394сс.
2. Установить следующий план выпуска танков Т-70 и Т-60 на заводах № 37 и № 38...
И.Сталин".
К изготовлению бронекорпусов новых легких танков привлекались заводы наркомата танковой промышленности - №176 (Кулебаки), №177 (Выкса) и №180 (Саратов). Однако с первых же дней организация производства Т-70 столкнулась с целым рядом проблем. Например, новый танк требовал вдвое больше двигательных агрегатов, аналогичных установленным на Т-60, и заводы начали испытывать затруднения в выполнении установленной правительством программы выпуска танков. Не удалось наладить выпуск литой башни Дедкова - ее испытания показали плохую стойкость не только к 37-мм, но и 20-мм снарядам. Утолщение ее брони требовало спроектировать новый кокиль, но к этому времени свободных производственных мощностей для выполнения этой задачи не было. Поэтому в спешном порядке пришлось обеспечивать броневые заводы чертежами сварной башни.
В результате, план апреля 1942 года по выпуску Т-70 сумел выполнить только ГАЗ, собравший 50 машин, завод №38 изготовил лишь 7 танков. Последний только в июне смог выйти на заданную мощность по сборке Т-70, но все равно не смог догнать ГАЗ, который являлся основным производителем легких танков Т-70 для Красной Армии - более 80% этих боевых машин были собраны в Горьком.
Что касается завода № 37, то тут так и не удалось наладить сборку Т-70. После эвакуации из Москвы в Свердловск предприятие продолжало изготовление Т-60, являясь головным по этой машине. Решением ГКО № 1958сс от 3 июля 1942 года и приказом НКТП №499сс от 4 июля, выпуск Т-60 на заводе № 37 прекращался, и со второго полугодия завод должен был начать изготовление Т-70, собрав в июле уже 25 машин.
В период внедрения новой технологии по Т-70 и выпуска первых машин, 23 июля 1942 года постановлением ГКО №2120сс завод №37 имени Орджоникидзе со всеми цехами включался в состав Уралмашзавода на правах филиала. При этом выпуск танков был прекращен (всего удалось собрать 10 машин), а весь задел по ним передан заводу №38 в Кирове. Впоследствии, в сентябре 1943 года, бывший завод №37 выделили в самостоятельное предприятие - завод № 50 НКТП, который выпуском танков уже не занимался.
Поскольку Н. Астров еще в начале 1942 года дал обещание Государственному Комитету Обороны не позднее второго полугодия перейти к выпуску трехместного варианта Т-70, все усилия "танкового КБ" ГАЗа были направлены на выполнение этой задачи. В апреле - мае эскизный проект новой боевой машины был утвержден отделом главного конструктора НКТП, а в июне началась разработка рабочих чертежей.
В ходе проектирования стало ясно, что новый танк по массе будет почти на 1,5 тонны тяжелее Т-70. Поэтому в июле - августе 1942 года на ГАЗе прошли испытания серийного Т-70, догруженного до 11,5 т. В результате длительных пробегов выяснилось, что при такой массе прочность ходовой части танка стала недостаточной. В ходе испытаний у догруженного образца ломались траки, лопались торсионы подвески, быстро изнашивались резиновые бандажи опорных катков.

Передача представителям Красной Армии танков Т-70, отремонтированных на одном из заводов. На борту между катками подвески видна броневая заплатка. Осень 1942 года.
Кроме того, мощность двигательного агрегата ГАЗ-203 для танка массой в 11,5 т оказалось недостаточной, в перенапряженном режиме работала коробка перемены передач, а при движении в гору, при угле наклона свыше 20 градусов, отмечались поломки зубьев КПП и бортовых редукторов.
         Для исправления выявленных недостатков танковое КБ ГАЗа предприняло ряд шагов. Так, была усилена конструкция рамы двигателя, так как ввиду возросшей нагрузки на ходовую часть она потребовала упрочнения. С 260 до 300 мм увеличили ширину и с 98 до 111 мм шаг траков гусениц, возросла со 104 до 130 мм ширина опорных катков и с 34 до 36 мм диаметр торсионов. Из-за увеличения шага трака, их число в гусенице сократилось с 91 до 80 штук. Кроме того, усилили поддерживающие катки, стояночные тормоза (увеличена ширина тормозной ленты) и бортовые редукторы. Кроме того, велись работы по проектированию на базе ГАЗ-203 двигателя увеличенной мощности.
         Решением Государственного Комитета Обороны №2276сс от 8 сентября 1942 года Горьковскому автозаводу поручалось "спроектировать и изготовить новые образцы форсированного двигателя и двухместной башни для танка Т-70". Появление этого документа значительно ускорило изготовление нового легкого танка, так как теперь осуществлялся жесткий контроль за ходом работ со стороны руководства страны. В результате, 27 сентября 1942 года на ГАЗе закончили изготовление первого опытного образца лёгкого танка Т-70 с башней "для двух человек для наземной стрельбы с углом возвышения 25 градусов".
         Общая компоновка новой боевой машины, вооружение, ходовая часть, корпус, моторно-трансмиссионное отделение, рабочее место механика-водителя со всеми элементами управления остались почти такими же, как и на Т-70. Главное внешнее отличие заключалось в замене подбашенного листа, на котором установили новую увеличенную башню с двумя рабочими местами - командира танка и заряжающего, ставшего по совместительству радистом. Пулемет в двухместной башне был перемещен слева направо и его обслуживание было также передано заряжающему.
Для наблюдения за полем бон сначала планировалось установить командирскую башенку, но она требовала не менее 5 перископических приборов наблюдения и имела приличную массу, мешающий открыванию и закрытию башенного люка. Поэтому на опытном образце была установлена лишь поворотная командирская панорама. Для ведения огня из личного оружия в обоих бортах башни были сделаны амбразуры, закрывавшиеся броневыми заслонками.
Броневая защита корпуса быта усилена за счет увеличения толщины бортовых листов до 25 мм, а подбашенного листа до 20 мм. Броневые листы сварной башни высокой твердости имели толщину 35 мм. В виду изменения места установки пулемета конструкция литой маски орудия была изменена.
Одновременно с изготовлением нового танка в конце сентября - начале октября собрали шесть опытных экземпляров нового двигателя ГАЗ-203Ф (форсированный) мощностью 170 л.с, позже получивших обозначение М-80. Повышение мощности осуществлялось за счет увеличения наполнения и повышения степени сжатия.

Испытания Т-70 в окрестностях Горьковского автозавода. Апрель 1942 года.
М-80 отличались от серийных агрегатов ГАЗ-203, ставившихся на танках Т-70, материалом изготовления и конструкцией головки и верхнего пояса блока, клапанами, всасывающей трубой и новыми карбюраторами К-13. А так как новый двигатель был взаимозаменяем с ГАЗ-203, в перспективе планировалось М-80 устанавливать и на ремонтных Т-70. Первый собранный двигатель прошел стендовые испытания в 100 часов, второй установили на серийный Т-70, догруженный до массы 11,5 т, и испытали пробегом на 1318 км, а третий смонтировали на танке Т-70 с новой двухместной башней. Последний в период с 28 сентября по 2 октября 1942 года прошел ходовые испытания в окрестностях Горького. В заключении отчета об испытаниях этой боевой машины говорилось: "После устранения недостатков рекомендуется танк Т-70 с двухместной башней принять на вооружение Красной Армии".
Еще в конце сентября 1942 года, параллельно с испытанием нового легкого танка с форсированным двигателем, руководство наркомата среднего машиностроения (Горьковский автомобильный завод в годы войны был единственным танковым заводом, не подчиненным наркомату танковой промышленности. ГАЗ входил в наркомат среднего машиностроения - НКСМ) вышло с предложением внести изменения, разработанные для Т-70 с двухместной башней, в конструкцию серийных Т-70. По мнению военных, это позволяло после окончания испытаний новой башни сразу перейти на выпуск нового танка в целом. В результате, к 1 октября 1942 года НКСМ предложил военным промежуточную версию танка Т-70, имеющую следующие главные отличия от выпускаемого прежде:
"Боевой вес 9,8-10,1 т, вместо 9,2-9-6 т на Т-70;
Подвеска на торсионах диаметром 36 мм против 33,5 мм;
Ширина трака 300 мм против 260 мм". Новая боевая машина вскоре получила обозначение Т-70М, и ее производство началось в первой декаде октября 1942 года на Горьковском автомобильном заводе, а с ноября - и на заводе №38 в Кирове. Что касается Т-70 с двухместной башней, то их серийное изготовление так и не было развернуто.
Следует сказать, что начало производства танков Т-70М выявило целый ряд проблем, связанных с тем, что детали ходовой части у Т-70 и Т-70М были не взаимозаменяемы, что создавало определенные трудности при ремонте легких танков в войсках, откуда часто поступали не вполне лестные и иногда даже ругательные отзывы. Положение было столь серьезным, что в апреле 1943 года наркомат танковой промышленности получил следующую телефонограмму Ставки ВГК:
"Тов. Зальцман! В настоящее время вы сдаете в действующую армию танки Т-70 выпуска двух видов, в значительной степени отличающиеся по конструкции, что приводит к невозможности нормального обслуживания указанных танков в танковых соединениях. Это недопустимо, особенно в то время, когда Красная Армия как никогда нуждается в упрощении обслуживания матчасти танковых войск - основы наступления. Прошу срочно разобраться. Сталин".
Разрешению этого серьезного вопроса техническое управление НКТП посвятило специальное заседание "о совершенствовании конструкции легкого танка", состоявшееся в мае 1943 года. На заседании выступали: Н.Астров, М.Щукин, И.Попов, Л. Канищев, С. Гинзбург. В ходе совещания отмечалось следующее:

Испытания серийного танка Т-70М в окрестностях Горького. Машина имеет сварную маску пушки и литой люк механика-водителя. Декабрь 1942 года.
"1. Доработать танк Т-70 до уровня Т-70М в полевых условиях не представляется возможным.
2. В виду предстоящего освоения танка Т-70М с двухместной башней оставшиеся в войсках танки Т-60 и Т-70 изымать и отправлять в военно-учебные заведения для несения службы до полного износа.
3. Параллельный выпуск Т-70 и Т-70М считать недопустимым. В настоящий момент выпуск танка Т-70 прекращен...".
Но укоризненные письма из войск о проблемах обслуживания Т-70 и Т-70М продолжали поступать вплоть до зимы 1943- 1944 годов, после которой начала стираться и сама память о легких танках отечественной сборки.
Интересно, что и первые отзывы о Т-70М из войск были порой, мягко говоря, сдержанными: "Новая разновидность танка Т-70 перетяжеленна. При переправе роты легких танков через деревянный мост на р. Алешня, три танка выпуска 1942 г. легко преодолели его, тогда как под танком выпуска 1943 г., масса которого была на 1,2 т. больше, провалился настил... Танк застрял, замедлив темп наступления бригады..."
Или такое: "Подвижность вне дорог танка Т-70М снижена по сравнению с подвижностью Т-60 и Т-70, так как последние имеют меньшее значение удельного давления на грунт, и, как следствие, лучшую проходимость..."
Однако были и донесения другого характера. Например, согласно отчетов 3-й гвардейской танковой армии, в ходе длительных маршей модернизированный легкий танк, вел себя предпочтительнее Т-70:
"В ходе преследования противника танки Т-70М выпуска ГАЗ, показали себя наиболее надежными среди всех имеющихся в наличии образцов отечественной боевой техники... Из числа 15 танков Т-70М лишь два имели незначительные поломки МТО, приведшие к выходу танков из строя на срок от 20 мин до одного часа, тогда как из общего количества в 6 машин Т-70 четыре вышли из строя на всё время операции по причине поломки КПП (один танк), обрыва торсиона (два танка), а также срыва зубчатого венца ведущего колеса и лопнувших траков (один танк)... Вывод: Танк Т-70М наглядно показал свою надежность..."
Следует отметить, что увеличение массы Т-70М часто вызывало перенапряженный режим эксплуатации двигателя, особенно в тяжелых дорожных условиях. Для решения последней проблемы предполагалось устанавливать на Т-70М более мощный мотор М-80. Так, ГАЗу поручалось изготовить 20 танков Т-70М с двигателями М-80 и в феврале 1943 года передать их для испытаний военным. Однако выполнить этого так и не удалось, и 26 мая 1943 года начальник технического отдела НКСМ В. Гарбузов отправил в Горький письмо следующего содержания:
"ГАЗ до сих пор не выполнил постановление ГКО от 27 декабря 1942 года и приказ Народного комиссара среднего машиностроения №631сс от 29 декабря 1942 года в части, касающейся выпуска 20 танков Т-70 с моторами М-80 и сдачи их ГБТУ для проведения испытаний в марте 1943 года. Для доклада Народному комиссару немедленно сообщить по ВЧ кратчайший срок сдачи ГБТУ 20 танков Т-70 с моторами М-80".
В конце декабря 1942 года по решению Государственного Комитета Обороны завод №38 прекращал выпуск танков и полностью переключался на изготовление самоходных установок СУ-76 (СУ-12). В результате этого решения с 1943 года легкие танки для Красной Армии выпускали только в Горьком. Если в первой половине 1943 года произ-водствоТ-70М на ГАЗе шло по плану, то вторая половина года явилась для коллектива завода серьезным испытанием и преодолением больших трудностей по восстановлению завода после налетов немецкой авиации 5 -14 июня. В результате бомбежек на Автозаводской район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 попали непосредственно на территорию завода. Немецкие летчики использовали осколочно-фугасные бомбы 250 - 1000 кг и зажигательные (термитные) 1-250 кг, а также в большом количестве осветительные ракеты (для обнаружения целей).
В результате налетов было полностью разрушено или значительно повреждено более 50 зданий и сооружений, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо. В литейных цехах серого и ковкого чугуна полностью были уничтожены стержневая, участок цветного литья и электропечь, сильно пострадали кузнечный корпус, моторный цех №2, ремонтно-механический цех, инструментально-штамповый и прессово-кузнечный корпуса, много жилых домов.

Лёгкий танк Т-70 выдвигается на рубеж атаки. Машина имеет зимний камуфляж и башенный номер 38. Ленинградский фронт, январь 1944 года.
После бомбардировок ГАЗ оказался в тяжелом положении - резко снизилась подача электроэнергии из-за разрушения линий электропередач, вышел из строя водопровод, а, кроме того, завод оказался без сжатого воздуха -были повреждены или разрушены 6 компрессоров общей мощностью 21000 м3. Всего в 32 цехах выбыло из строя 5900 единиц технологического оборудования (51%), 8000 электромоторов (5620 из них полностью уничтожены), 9180 м конвейеров и транспортеров, более 300 электросварочных машин, 14000 комплектов электро- и радиоаппаратуры, 28 мостовых кранов. В результате был остановлен выпуск автомобилей и броневиков БА-64, но производство танков, несмотря на все трудности, не прекращалось ни на день. Тем не менее, только в августе 1943 года на ГАЗе удалось перекрыть майский показатель по выпуску Т-70М. Но уже 28 августа 1943 года И. Сталин подписал постановление Государственного Комитета Обороны, согласно которому с 1 октября 1943 года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М, а производство Т-70М прекращалось. Но, используя задел по легким танкам, Горьковский автозавод дал Красной Армии в сентябре - октябре еще почти 600 Т-70М, а последняя машина этого типа была сдана представителю военной приемки в первых числах декабря. Всего за 1943 год, несмотря на серьезный ущерб от немецких бомбардировок, Горьковский автомобильный завод имени Молотова при плане 3300 Т-70М передал в войска 3348 танков и 1758 двигателей ГАЗ-203. Всего же за 1942 - 1943 года заводы №37, 38 и ГАЗ произвели 8231 танк Т-70 и Т-70М, причем последних было около 5000 штук, или более 60 %.
Говоря о Т-70, нельзя не сказать об опытных образцах, на которых испытывалось другое вооружение. Летом 1942 года в КБ завода №37 под руководством Н.А.Попова был изготовлен опытный образец танка Т-70 с 37-мм пушкой Ш-37.
В качестве основного оружия на танке была установлена 37-мм автоматическая пушка Ш-37 конструкции Б.Г. Шпитального с начальной скоростью снаряда 1000 м/с с возможностью стрельбы по воздушным целям. Конструкция автоматики пушки была основана на принципе отвода газов из канала ствола. Питание пушки - магазинное. Углы наводки по вертикали составляли от -4 до +77°. При стрельбе по наземным целям использовался телескопический прицел, по воздушным - коллиматорный прицел К-8Т. Наводка оружия на цель осуществлялось с помощью штатных приводов - шестеренчатого механизма поворота башни и винтового подъемного механизма. При движении по-походному пушка стопорилась с помощью двух специальных стоек, кренившихся на верхнем лобовом листе. В боекомплект пушки входили 200 выстрелов (10 магазинов). Дополнительно в боевом отделении укладывались один 7,62-мм пистолет-пулемет ППШ с боекомплектом 213 патронов (3 диска) и 10 ручных гранат Ф-1.
Из-за неудачной компоновки боевого отделения, машина не выдержала испытаний.
В конце 1942 года был разработан образец Т-70 с длинноствольной пушкой ВТ-42. Весной 1943 года были созданы два опытных экземпляра, которые 12 мая 1943 года поступили на Гороховецкий артиллерийский полигон. Здесь в период с 19 мая по 1 июня пушка прошла испытания в объеме 1205 выстрелов и 199 км пробегом. При этом отмечалась ее "высокая практическая и начальная скорострельность при обслуживании одним номером расчета и простота конструкции полуавтоматики". Комиссия, проводившая испытания, в своем заключении рекомендовала по устранении недостатков принять ВТ-42 на вооружение Красной Армии.
Однако к этому времени звезда Т-70 уже закатилась. Связано это было прежде всего с итогами боев июля - августа 1943 года. Так, в письме, направленном в НКТП говорилось следующее:
"Опыт кампании лета 1943 года наглядно показывает, что отечественные танковые части и соединения имеют недостаточные средства огневого сопровождения и усиления. Поэтому наступательные действия танковых войск вынужденно проводились чаще всего при отставшей артиллерии, и как следствие, без должного артиллерийского воздействия и сопровождения, и потому часто заканчивались большими потерями танковых войск.
Поскольку вооружение танка Т-70 слабо и делает его неспособным бороться с тяжелыми танками "Пантера", "Тигр" и САУ "Фердинанд", а также по причине слабой броневой защиты указанных танков, отмеченной командирами танковых частей, необходимо остановить серийный выпуск танка в пользу более необходимых армии самоходных орудий артиллерийской поддержки...

Устройство танка
Общая компоновка машины была такой же, как и у танков Т-60. Отделение управления располагалось в передней части корпуса, боевое - в средней; трансмиссионное - в передней части корпуса справа по ходу, моторное - в средней части вдоль правого борта корпуса и бензобак - в корме танка.
Экипаж Т-70 из двух человек занимал переднюю часть корпуса (механик-водитель) и башню с пространством под ней (командир). В средней части корпуса вдоль правого борта был установлен танковый двигатель ГАЗ-203. Ведущие колеса и трансмиссия танка располагались в передней части корпуса.
Вооружение танка располагалось в его башне и состояло из 45-мм танковой пушки обр. 1932/38 гг. 20К и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ДТ, который для удобства доступа командира был сдвинут влево. Длина ствола орудия составляла 46 калибров, высота линии огня - 1540 мм. Для удобства работы командира танка орудие было смещено вправо от продольной оси башни. Пулемет монтировался в шаровой установке и в случае необходимости мог быть снят и использоваться вне танка. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -6 до +20.
Для наведения спаренной установки оружия применялись телескопический прицел ТОП (или ТМФП) и резервный механический, пригодный для ведения огня прямой наводкой в пределах до 1000 м. Прицельная дальность стрельбы из танка составляла 3600 м, максимальная - 4800 м. Скорострельность 7 -12 выстр./мин.
Спусковой механизм пушки был педальным, причем спуск пушки осуществлялся нажатием на правую ножную педаль, а пулемета - на левую. В боекомплект танка Т-70М первоначально входили 70 выстрелов (из них 20 выстрелов находились в магазине) для 45-мм пушки и 945 патронов (15 дисков) к пулемету ДТ. Дополнительно в боевом отделении машины укладывались: один 7,62-мм пистолет-пулемет ППШ с боекомплектом 213 патронов (3 диска) и 10 ручных гранат Ф-1. На машинах первых выпусков боекомплект к пушке состоял из 70 выстрелов. Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг - 335 м/с.
Бронекорпус танка первоначально изготавливался из катаных листов гомогенной брони толщиной 6, 10, 15(20), 25, 35 и 45 мм. Но, начиная с ноября 1942 г. собранные бронекорпуса подвергались закалке в сборе (по методу завода № 264), за счет чего листы получали поверхностное упрочнение и стойкость корпуса оказывалась несколько выше, чем у машин первых серий. Лобовые и кормовые листы корпуса и башни устанавливались под большими углами наклона. Борта корпуса танка состояли из двух листов, сваренных между собой. Сварной шов был усилен клепкой. Крыша корпуса состояла из подбашенного листа; съемного листа над моторным отделением и бронировки воздухопритока, смонтированной на петлях и служащей для доступа к двигателям; съемного бронелиста над радиатором, в котором имелись лючок для заправки системы охлаждения и жалюзи для выхода охлаждающего воздуха, а также двух съемных листов над отсеком топливных баков, один из которых имел две заглушки для заправки танка.
Днище корпуса было изготовлено из трех броневых листов и для обеспечения жесткости имело поперечные балки коробчатого сечения, в которых проходили торсионы подвески. В нем располагались: аварийный люк-лаз, находящийся под сиденьем механика-водителя, два малых лючка для слива масла из двигателей, два лючка для слива топлива и два лючка для доступа к шпилькам крепления водяного радиатора.
Для входа-выхода механика-водителя был предназначен люк в лобовом листе корпуса с поворотным перископическим смотровым прибором в бронекрышке (на машинах первых выпусков в крышке люка была смотровая щель с триплексом). Для облегчения открывания крышки люка применялся уравновешивающий механизм.

Схема бронирования Т-70


Кроме того, внизу справа (по ходу танка) в лобовом листе располагался люк для доступа к агрегатам трансмиссии, в нижнем же лобовом листе имелся лючок для заводной рукоятки двигателей, закрывавшийся бронекрышкой.
Сварная башня имела форму усеченной пирамиды. Она изготавливалась из броневых листов высокой твердости толщиной 35 мм и устанавливалась на шаровой опоре в средней части корпуса. Стыки башни были усилены угольниками. Лобовая часть башни имела литую или сварную качающуюся маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и прицела. В крыше башни находился входной люк-командира танка. В броневой крышке люка устанавливался перископический смотровой прибор, обеспечивавший командиру танка круговой обзор. Для флажковой сигнализации в крышке люка имелся специальный лючок, закрывавшийся броневой заслонкой.
Силовой агрегат танка, ГАЗ-203, состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигательных блоков типа ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 - передний и ГАЗ 70-6005 - задний) суммарной мощностью 140 л.с. на общей раме, что впервые было реализовано в отечественном танкостроении. Двигательные агрегаты комплектовались карбюраторами типа "М". Коленчатые валы двигателей были соединены муфтой с упругими втулками.
Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Водомасляный радиатор имел две секции для раздельного обслуживания двигателей. Система охлаждения двигателей по сравнению с системой охлаждения танка Т-60 и ранних Т-70 была существенно доработана. Водяной насос был выполнен общим для двух двигателей. В воздушной системе использовался воздухоочиститель масляно-инерционного типа.
Для ускоренного пуска двигателей зимой применялся калориферный подогреватель, работавший от переносной паяльной лампы. Котел подогревателя и водомасляный радиатор были включены в систему охлаждения. Пуск двигателей производился от двух соединенных параллельно электростартеров СТ-40 мощностью 1,3 л.с. (0,96 кВт) каждый или с помощью механизма ручной заводки.
На командирских танках (с радиостанцией) вместо стартеров СТ-40 устанавливались два стартера СТ-06 мощностью 2 л.с. (1,5 кВт). Двигатели работали на авиационном бензине КБ-70 или Б-70. Два топливных бака общей емкостью 440 л были размещены в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке. В правой части кормового отделения размещались вентилятор и радиатор системы охлаждения двигателей. Два цилиндрических глушителя размещались на правом борту за броневым прикрытием воздухопритока.
С ноября 1942 г. распоряжением НКТП радиостанциями должны были оборудоваться уже все танки Т-70М, но фактически этого не было.
Механическая трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения; четырехступенчатой простой коробки передач автомобильного типа, обеспечивавшей четыре передачи переднего хода и одну передачу при движении назад; главной передачи с коническим редуктором; двух многодисковых сухих бортовых фрикционов (сталь по стали) с ленточными тормозами с накладками из ферродо и двух простых однорядных бортовых редукторов.

Вид в плане на шасси танка Т-70.
Стрелками показаны точки смазки машины.
Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5.
        В системе подрессоривания применялись усиленная индивидуальная торсионная подвеска и ограничители хода балансиров пятых опорных катков. Роль ограничителей хода первых и третьих опорных катков играли поддерживающие катки. В состав гусеничного движителя входили два ведущих колеса со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления с гусеницами, десять опорных катков с наружной амортизацией и шесть цельнометаллических поддерживающих катков, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц и две мелкозвенчатые гусеничные цепи. Конструкция направляющего колеса и опорного катка была унифицирована. Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Для предотвращения смещения пальцев в сторону корпуса при движении машины к картерам бортовых редукторов сверху и к днищу корпуса снизу приклепывались специальные кулаки-отбойники.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В (на танках первых выпусков - 6 В). В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи ЗСТЭ-112, соединенные последовательно, с напряжением 6 В и емкостью 112 А•ч и генератор ГАЗ-27А мощностью 225 Вт с реле-регулятором РРА-14. С августа 1942 г. на командирских танках стали устанавливаться генераторы ГГ-500С мощностью 380/500 Вт, а на линейных танках генератор Г-41. Командирские танки были оборудованы радиостанцией 9Р или 12РТ, размещенной в башне и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф. Ни линейных танках устанавливалось светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2. В качестве противопожарного оборудования в танке использовались два ручных тетрахлорных огнетушителя.
Несмотря на то, что планировалось каждый Т-70М оснастить радиостанцией, выполнено это не было.

Боевое применение
Первыми соединениями, вооруженными только лёгкими танками Т-70, стали две отдельные танковые бригады - 157 и 162, сформированные в первой половине 1942 года в городе Муром. О штатах, по которым содержались эти бригады известно мало. В своём составе они имели по 65 танков Т-70 (1-й танковый батальон - штат №010/261, 2-й танковый батальон - штат №010/262). Бригады по такому "экзотическому" штату содержались недолго. Убыв в конце июня - начале июля 1942 года в состав действующей Красной Армии (162-я - в 25-й танковый корпус резерва Ставки ВГК, 157-я -в состав Брянского фронта) обе бригады, видимо, до своего участия в боевых действиях, перешли на новый штат №010/270.
31 июля 1942 года НКО СССР утвердил штат отдельной танковой бригады №010/270, по которому в составе бригады имелся 2-й танковый батальон (146 человек, 31 танк - 10 Т-34 и 21 Т-70) следующей организации:
- рота средних танков (10 Т-34);
- две роты лёгких танков (по 10 Т-70 в каждой);
- один Т-70 в управлении батальона.
Всего в такой бригаде имелось 53 танка (32 Т-34 и 21 Т-70) и могли как входить в состав танковых корпусов, так и быть отдельными. Штат являлся единым для всех танковых бригад Красной Армии (хотя часть бригад содержалась и после принятия этого штата по другим разнообразным штатам, вариантов которых имелось более шести).

Танк Т-70 на улице деревни Михалково. Западный фронт, август 1942 года.
        В сентябре 1942 года был утверждён штат танкового полка № 010/292. Полк такого штата мог входить в состав механизированной бригады или быть отдельным. Он включал в себя роту управления, роту технического обеспечения, хозяйственный взвод, пункт медпомощи, две роты средних танков и одну роту лёгких танков, всего 23 Т-34 и 16 Т-70. Кроме того, приказом наркома обороны СССР № 00186 от 3 сентября 1942 года предписывалось в течение сентября сформировать 15 бронебатальонов (штат №010/289) из двух рот бронемашин БА-64 и роты танков Т-70 (7 штук). Эти батальоны первоначально включались в резерв Ставки ВГК, а впоследствии придавались танковым, механизированным корпусам как средство разведки.
        В ноябре 1943 года, после окончания серийного производства Т-70, утверждаются единые штаты танковой бригады № 010/500 - 010/506 (1354 человек, 65 Т-34), которые продержались до конца войны. На него, по мере выбывания Т-60 - Т-70, постепенно переводились все бригады на советских тапках. Директивой Генерального Штаба Красной Армии №Орг/3/2305 от 4 марта 1944 года все танковые полки штата №010/292 (с ротой Т-70) к 1 апреля переводились на новые штаты, согласно которым они насчитывали 21 - 35 Т-34. Таким образом, к весне 1944 года легкие танки Т-70 были исключены из штатов танковых частей Красной Армии. Однако, в некоторых бригадах эти машины использовались вплоть до конца войны. Кроме того, небольшое количество Т-70 использовалось в качестве командирских машин в самоходно-артиллерийских бригадах СУ-76М.
Впервые танки Т-70 пошли в бой в ходе оборонительных боев Красной Армии на Юго-Западном направлении в июне - июле 1942 года. Например, в составе Юго-Западном направлении в июне-июле 1942 года. Например, в составе 4-го танкового корпуса 21-й армии Юго-Западного фронта к 26 июня 1942 года имелось 145 танков, из них 29 КВ, 26 Т-34, 60 Т-60 и 30 Т-70. Однако в ходе боев по отражению немецкого наступления, начавшегося 28 июня, к 7 июля все Т-70 были потеряны.
Немцы внимательно следили за новыми образцами новой советской бронетехники. Так, среди трофейных документов 227-й пехотной дивизии был обнаружен документ следующего содержания, датированный 17 июля 1942 года:
"Сведения о новом русском танке Т-70.
Масса - 9,2 т
Длина - 4,28 м
Ширина-2,33 м
Высота - 2,04 м
Экипаж - 2 человека
Вооружение - 1 45-мм пушка и 1 пулемет ДТ, спарены.
Т-70 будто бы введен вместо Т-60. О бронировании еще не имеется точных данных (имеющиеся до сего времени показания пленных определяют толщину лобовой и башенной брони в 35 - 45 мм, кормовой и бортовой от 10 до 15 мм). Необходимо установить толщины брони у захваченного танка Т-70 и эти данные, равно как и данные о местонахождении танка, срочно донести".


Категория: СССР | Добавил: Iridescent
Просмотров: 5331 | Загрузок: 103 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа